Уплыть
от санкций• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции.
Российский• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ предлагают скрытно
перевозить в
танк-
контейнерах
Уплыть от санкций• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции. Российский• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ предлагают скрытно перевозить в
танк-контейнерах
Переоборудовать контейнеровозы• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки в суда для перевозки• Транспорт » Транспортные компании сжиженного газа• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ предлагают
в Национальной ассоциации СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ. Об этом ее президент Павел Сарафанников
рассказал Mashnews. В отличие от танкеров, отслеживать такой транспорт• Транспорт будет
гораздо сложнее.
Фото: РИА Новости
Не хочет Европа• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
• Физико-географические регионы » Европа – купит Азия
С марта 2025 года в европейских портах запретят перевалку• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки сжиженного
природного газа• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ из России• Россия. Это может осложнить доставку грузов• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки потребителям в
третьи страны. Президент Национальной ассоциации СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ (НАСПГ) Павел
Сарафанников рассказал Mashnews о том, кто в новых условиях купит российский
газ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ, как его можно перевозить и почему трудности со сбытом – не самая
большая проблема для отрасли• Экономика » Промышленность.
В 2024 году Россия• Россия произвела 33,2 млн тонн сжиженного природного газа• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ, в том
числе около 221 тыс. тонн – на малотоннажных заводах. Еще два года назад
вице-премьер• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Но » Новак, Александр Валентинович представил амбициозные планы «выйти на
уровень 60 миллионов тонн в ближайшие три-четыре года, затем (увеличить
производство• Экономика » Производство – прим. ред.) до 100 миллионов тонн». Однако в 2024
году «эти цифры, исходя из новой ситуации, были скорректированы
вправо», сообщил Павел Сарафанников.
Тем не менее, несмотря на все барьеры, лидерами по закупке российского• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ в
2024 году оказались Франция• Франция и Испания. В целом, по данным агентства Bloomberg,
поставки• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Мировая экономика » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Торговля » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения сжиженного газа• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ из РФ• Россия в ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз выросли до рекордных 15,5 млн т.
Очередным вызовом для отрасли• Экономика » Промышленность станут новые санкции ЕС• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, которые с марта 2025
года запрещают транзит• Транспорт » Трубопроводный транспорт » Газопроводы » Транзит газа
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Транзит газа российского• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ через порты Европы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
• Физико-географические регионы » Европа. Однако эта угроза
не так серьезна, как может показаться на первый взгляд. «Оценки масштаба
перевалки• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки российского• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ в портах ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз разнятся, но ее роль, в целом,
преувеличена. По моим расчетам, в 2023 году на реэкспорт• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля
• Экономика » Международная торговля
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля
• Торговля » Международная торговля из европейских портов
было отправлено всего около 1,7 млн т российского• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ (10% от всех поставок• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Мировая экономика » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Торговля » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения в
ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз). Сопоставимый объем будет и в 2025 году», - пояснил Mashnews
директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Есть два основных варианта решения этой проблемы: перенаправление этих объемов
СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ на внутренний рынок ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, на что, собственно, и было рассчитано введенное
Евросоюзом• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз ограничение, либо их перевалка• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки за пределами ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, например, в
Мурманской области• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Мурманская область или просто в море, добавляет эксперт.
Если взятый Европой• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
• Физико-географические регионы » Европа курс не изменится, новые ограничения приведут к
переориентации рынков полагает Павел Сарафанников. Российский• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ будет
преимущественно уходить в Азиатско-Тихоокеанский регион• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC), а американский газ
– в Европу. Правда, тут возникнет вопрос цены, обусловленный логистикой• Экономика » Логистика
- привезти СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ, например, во Францию• Франция гораздо дешевле из России• Россия, чем из США• Соединённые Штаты Америки (США).
Но, видимо, европейцы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз готовы на это пойти. «Не исключена и другая
модель, согласно которой некие американские компании• Экономика » Экономика США » Компании США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Организации США » Компании США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Экономика США » Компании США будут осуществлять
закупку российского• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ, перегружать, переоформлять его и продавать уже как
собственный продукт – вариаций очень много», - добавляет президент
НАСПГ.
Конечно, для России• Россия европейский рынок• Экономика » Мировая экономика » Европейский рынок был удобен, поскольку доставка СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ туда
занимает в среднем 14-17 дней, а в Азию – около 35-45 дней.
Соответственно, логистика• Экономика » Логистика в АТР• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) обойдется в два раза дороже. Но там и цены на
СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ выше, чем в Европе• Физико-географические регионы » Европа. В любом случае, без покупателя РФ• Россия не останется –
если Европа• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
• Физико-географические регионы » Европа не хочет брать российский• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ, значит это сделает Азия, уверен
Павел Сарафанников.
Спрятать газ в танк-контейнеры
Проблема в том, что все газовозы• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Газовоз находятся под тотальным контролем и не смогут
открыто перевозить российский• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ. Поэтому схемы транспортировки будут
усложняться. «Выходом может стать переориентация в сторону тарирования в
танк-контейнеры уже с СПГ-завода• Добывающая промышленность » Газовая промышленность » Газовые компании. В этом случае мировые навигационные системы
не смогут отследить такой груз», - говорит Павел Сарафанников.
Первопроходцем в этом направлении стал Китай. В Поднебесной уже построено два
контейнеровоза• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки, перевозящих СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ – на 940 и 960 танк-контейнеров,
совокупным объемом примерно 15 тыс. тонн. «Да, объем небольшой, но при
перевозке груза• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки на расстояние до 7 тыс. миль эта схема оказывается
экономически целесообразной. Поэтому если мы будем хотя бы часть нашего СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ
тарировать на заводах сразу в танк-контейнеры, то мы этот груз избавим от
отслеживания», - поясняет руководитель Ассоциации СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ.
В этой модели есть и другое преимущество: создание прибрежной инфраструктуры,
необходимой при традиционной перевозке• Транспорт » Транспортные компании наливным способом, - дорогой и
длительный процесс. Как и строительство собственных газовозов• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Газовоз. Переоборудовать
действующий контейнеровоз• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки под СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ дешевле – необходимо поставить на него
взрывобезопасные перегородки и обеспечить систему охлаждения для поддержания
нужной температуры продукции в танк-контейнерах.
Такая схема открывает широкие возможности, учитывая сегодняшнюю ситуацию,
когда нам надо наращивать объемы производства• Экономика » Производство и экспорта• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Мировая экономика » Экспорт » Экспорт вооружения
• Экономика » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения
• Торговля » Международная торговля » Экспорт » Экспорт вооружения, но танкеры находятся
под санкциями• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, считает собеседник Mashnews.
Сейчас почти вся мировая перевозка• Транспорт » Транспортные компании СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ по воде осуществляется только путем
налива. И России• Россия следовало бы присмотреться к опыту китайцев.
При перевозке• Транспорт » Транспортные компании СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ на длительные расстояния (более 10 тыс. км) использовать
контейнеровозы• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки нецелесообразно, поскольку их мощности слишком малы, чтобы
оправдать затраты на транспортировку, говорит Павел Сарафанников. Но для
маршрутов до 10 тыс. км перспективы использования танк-контейнеров эксперт
считает очень высокими. «Строительство и применение международных
магистральных газотранспортных систем• Транспорт » Трубопроводный транспорт » Газопроводы » Транзит газа
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Транзит газа – это сложный и политически, и
технологически процесс, требующий очень много согласований, и риски
повреждения и безопасности этих систем довольно большие. Вспомните газопровод
«Северный поток-2• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Га » Газпром (ПАО) » Газопроводы России » Северный поток-2
• Транспорт » Трубопроводный транспорт » Газопроводы » Газопроводы России » Северный поток-2» и «Balticconnector», а судно с
криоконтейнерами перемещается так, как вам нужно, и не требует дорогостоящей
инфраструктуры», - поясняет глава НАСПГ.
Не панацея?
Основная проблема использования танк-контейнеров – в сравнительно низкой
грузоподъемности таких судов: для перевозки• Транспорт » Транспортные компании одного и того же объема СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ их
нужно в разы больше, чем обычных газовозов• Транспорт » Водный транспорт » Суда и корабли » Типы судов и кораблей » Газовоз, отмечает Алексей Белогорьев. Кроме
того, они также могут подпасть под санкции• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции. Поэтому, по мнению эксперта, такой
путь «панацеей точно не является».
Для дальних перевозок• Транспорт » Транспортные компании российским компаниям• Россия » Предприятия России пока придется пользоваться
«теневым» флотом и схемой перевалки• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки
• Транспорт » Водный транспорт » Перевозка грузов водным транспортом » Морские грузоперевозки грузов ship to ship, говорит
Павел Сарафанников. Параллельно надо инвестировать в создание собственной
инфраструктуры по приемке и хранению СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ на других континентах. «Многие
страны пошли по этому пути – они заходят как соучредители в портовые
терминалы• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки
• Транспорт » Грузовые перевозки, где создают инфраструктуру для своих грузов. Для этого нужна
государственная программа, и в эту сторону нам тоже необходимо
смотреть», - считает глава отраслевой ассоциации.
Нужны отечественные технологии
Проблемы со сбытом вряд ли заставят российские компании• Россия » Предприятия России отказаться от запуска
новых СПГ-проектов• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ. Уже сегодня на долю СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ приходится около половины всего
мирового потребления газа• Экономика » Финансы » Товарные рынки » Рынок газа
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Рынок газа, и спрос будет расти, а значит найдется способ
«спрятать» груз и реализовать его даже под санкциями• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, уверен
президент профильной ассоциации. Гораздо больше рисков создает отсутствие
собственных технологий• Технологии для крупнотоннажного производства СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ в России• Россия.
«Сегодня в стране существует только одна полностью российская• Россия технология
производства• Технологии крупнотоннажного СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ – это «Арктический• Политика » Арктический регион каскад»
НОВАТЭКа. Но, во-первых, сама технология• Технологии не масштабирована, и неизвестно,
когда она будет запущена в серию. Во-вторых, одной технологии• Технологии нам все равно
недостаточно для производства• Экономика » Производство тех объемов, которые мы должны выпускать»,
- считает собеседник Mashnews.
По его словам, отечественная промышленность• Экономика » Промышленность не успевает адаптироваться к
сегодняшним реалиям. Кроме того, у машиностроительных заводов нет четкого
заказа на ту или иную разработку• Технологии, то или иное оборудование – они, по
сути, должны сегодня сами сделать НИОКР• Технологии, провести все испытания• Технологии и найти
покупателя на этот продукт. Но чтобы сделать рывок вперед, промышленные группы• Экономика » Бизнес » Промышленная Группа
должны сами начать экспериментировать, внедрять оборудование и осваивать его,
а не ждать, пока им предложат готовое решение, подчеркивает Павел
Сарафанников. «Сейчас у нас активно идет работа по реинжинирингу, но это
все-таки отдельные элементы. Поэтому если в малотоннажном производстве СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ мы
имеем 100% независимость, то в крупнотоннажном СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ ситуация гораздо сложнее, и
риски выше – потому что любые санкции• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции могут перекрыть нам доступ к
технологиям• Технологии, а, следственно, и самому производству• Экономика » Производство», - добавляет
эксперт.
Тем не менее, в ассоциации настроены оптимистично и уверены, что 2025 год для
российской• Россия СПГ• Энергетика » Углеводородная энергетика » Природный газ » Сжиженный природный газ-отрасли• Экономика » Промышленность будет успешным. «Мы увидим дальнейшую
трансформацию рынка и продолжим разрешать текущие сложности. Но это должна
быть комплексная работа и промышленных• Экономика » Промышленность элит, и государства», -
резюмирует президент НАСПГ.