В
онлайн-кинотеатрах вышел документальный сериал• Кинематограф » Документальное кино о
боях за Мариуполь• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь «У
краябездны»
27.12.2024, 09:19
За краем усталости
Документальный сериал• Кинематограф » Документальное кино «У края бездны» в онлайн-кинотеатрах
В отечественных онлайн-кинотеатрах вышли все четыре серии документального
сериала• Кинематограф » Документальное кино Максима Фадеева «У края бездны», посвященного участию донецкого
батальона «Сомали» в апокалиптических боях за Мариуполь• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь весной 2022 года.
Михаил Трофименков за многие годы не припомнит в современном документальном
кино• Кинематограф » Документальное кино столь мощного свидетельства о войне• Военные конфликты » Война как она есть.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Кадр из фильма «У края бездны»
Фото: Realdoc
Кадр из фильма «У края бездны»
Фото: Realdoc
Первые полчаса фильм вызывает раздраженное и постыдное ощущение дежавю. В
самом деле, чего мы не видели за три года СВО. Например, на екатеринбургском
фестивале документального кино «Россия», где мне приключилось быть
председателем жюри, главные призы получили два отличных и безусловно гуманных
фильма. «Я иду домой» Владислава Рыткова — о спасении мирных жителей из
подвалов, где они прятались во время боев• Военные конфликты за Артемовск. И «Штурмовики»
ушедшего на фронт актера Николая Цонку — о подразделении, выводящем раненых с
линии огня.
Каждый из этих фильмов длится менее часа, каждый посвящен одному эпизоду
огромной беды-войны• Военные конфликты » Война. И из них, и из множества сетевых сюжетов зрители• Кинематограф » Документальное кино уже
прекрасно представляли себе, как строчит по так и не появляющемуся в кадре
врагу пулеметчик из окна разбитого дома. Как ворочаются раздумчиво палящие по
невидимому противнику танки в глинистой жиже. Как горят многоэтажки, застилая
серым дымом кварталы некогда расцвеченных розами• Архитектура » Архитектурные стили » Готическая архитектура » Роза (архитектура)
• Архитектура » Архитектурные стили » Романская архитектура » Роза (архитектура) шахтерских городов. Что еще,
чего мы не видели?
У Фадеева как будто все то — да вот только далеко не то.
Первое, что сначала раздражает, а потом погружает в жуткую повседневность,—
это хронометраж. Семь часов двенадцать минут — поди-ка выдержи. Но именно эта
длительность — главный козырь фильма.
Максим Фадеев, как он себя называет (кажется, это не настоящие имя-фамилия),
снимает войну• Военные конфликты » Война в Донбассе• Физико-географические регионы » Донбасс с самого 2014 года.
И отсчет ведет именно оттуда: 2863-й день и так далее. Уже на включенных в
фильм съемках 2017–2019 годов «сомалийцы» сокрушаются: знали бы, что уже три
года придется воевать• Военные конфликты, скорее бы это кончилось. Знали бы — а режиссер• Кинематограф » Кинематографисты » Кинорежиссёр
• Объект человек » Люди по роду занятий » Кинематографисты » Кинорежиссёр и
зрители• Кинематограф » Документальное кино уже знают, что вот это вот все затянется гораздо дольше.
Длительность фильма адекватна длительности и самой войны• Военные конфликты » Война, и боев за Мариуполь• Физико-географические регионы » Донбасс » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Административное деление Украины » Области Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь
• Украина » Регионы Украины » Восточные и южные регионы Украины » Донецкая область » Населенные пункты Донецкой области » Мариуполь.
И, что самое главное, соответствует философии• Философия войны• Военные конфликты » Война, изложенной бойцом с
позывным Философ• Объект человек » Люди по роду занятий » Философ
• Философия » Философ: «Война• Военные конфликты » Война внеэмоциональна и меланхолична». Кажется, это ему
принадлежат слова, расшифровывающие название фильма: «У края бездны ненависти
и жестокости». Можно сказать иначе: за краем усталости.
Бойцы слишком устали, чтобы утирать слезы женщинам, наблюдающим, как выгорают
их квартиры.
Чтобы взбрыкнуть, услышав на вопрос «А кто для вас свои?» безнадежный ответ:
«А нам все равно». Чтобы удивиться пробежавшему мимо льву из разбомбленного
зоопарка. Чтобы возмутиться «дружественному огню• Военные конфликты » Война», по дури выбившему
командиров штурмовых рот. Чтобы нежничать со слепцом, выкатившимся каким-то
чудом из-под перекрестного огня. Чтобы пожать плечами, услышав ставший
ироническим мемом приказ командования: «Идите вперед, там никого нет».
Чтобы, наконец, радоваться прорыву на берег Азовского моря• Моря, заливы, проливы » Моря » Азовское море. Это в советском
кино• Кинематограф » Кинематограф СССР, освободив• Военные конфликты » Военные действия » Военные действия в Украине Севастополь• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Севастополь
• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Республика Крым » Населенные пункты Крыма » Севастополь
• Россия » Полуострова России » Крым » Населенные пункты Крыма » Севастополь
• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Севастополь или Одессу, солдаты плескались в прибое и палили в
воздух, здесь сил хватает только на то, чтобы констатировать: «Ну вот и море».
И даже не думать о том, сколько еще дней предстоит идти от одного неотличимого
от другого выгоревшего квартала на проспекте Металлистов, или как он там,
проклятый, называется.
Особенность этой войны• Военные конфликты » Война, к которой зрители• Кинематограф » Документальное кино привыкли,— ее участники фигурируют
под позывными.
Каждая серия завершается мартирологом погибших фигурантов, а погибли почти
все. Назар и Бабай, Воробей и Фриц, Лунтик и Джуманджи.
И только после смерти благодаря Фадееву они обрели на финальных титрах свои
настоящие имена — хоть так.
Семь часов двенадцать минут — такая малость по сравнению с большим военным
временем.