Общие принципы СП и их корректировка после
февраля 2022
года в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) на
Украине• Украина
23 сентября 2024
30
Общие принципы СП и их корректировка после февраля 2022 года в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) на
Украине• Украина
Формально существует набор «правильных», но плохо работающих (или вообще не
работающих в России• Россия) принципов управления и планирования, которые
целесообразно привести целиком потому, что станет видно, что с точки зрения
«нормативно-документальной» задача стратегического планирования решена, но
самого эффективного стратегического планирования (исключая ОПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс
• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК) так и не было
создано[1], хотя ФЗ «О Стратегическом планировании 2014 года» сформулировал их
достаточно определенно.
Основные положения, перечисленные выше, сохранились[2]. Здесь же целесообразно
рассмотреть их важные особенности и детали, которые имеют определенное
значение.
Развитие СВО на Украине• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), как и тенденции в развитии ОПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс, требовали
оперативного внесения корректив в существующую практику, например, доработки
системы исходных данных для очередной Госпрограммы• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России вооружений• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс (ГПВ), которую
весной 2022 года бывший вице-премьер• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Заместитель Председателя Правительства РФ Ю. Борисов• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Бо » Борисов, Юрий Иванович обещал В.В. Путину• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович к …
середине 2023 года[3]. Собственно в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) правительство срочно принимать
меры по «обеспечению устойчивости ОПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс
• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК» - увеличению авансовых платеже (для
электронной продукции до 100%), предоставлению права заключать договоры с
единственным подрядчиком по ориентировочным ценам без регистрации в ФАС, и
т.д.
Странным образом ОПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс
• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК реагировал на потребности ВС даже через несколько месяцев
после начала СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), ориентируясь на нормативные документы• Стандартизация » Стандарт » Нормативные Документы мирного времени, от
которых приходилось отказываться медленно, поэтапно. Ряд из них
просуществовали вплоть до сентября 2022 года[4].
Тем не менее, в России• Россия сохранялась система принципов СП, которая была
универсальной для использования как в мирное, так и в военное время. В
частности, в Статье 7 («Принципы стратегического планирования»)
соответствующего ФЗ говорилось[5]:
«1. Организация и функционирование системы стратегического планирования
основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий,
преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического
планирования, результативности и эффективности стратегического планирования,
ответственности участников стратегического планирования, прозрачности
(открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной
обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и
программно-целевом принципе».
- Совершенно очевидно, что этот принцип, особенно в части «сбалансированности»
и «открытости» не применим в условиях военного противоборства. Им нельзя
руководствоваться даже теоретически, но именно инерция следования этому
принципу привела к замедленной реакции власти в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО). Так, например,
власть отказалась от «открытости», но не смогла предложить приемлемую
альтернативу, в результате чего нередко оказывалась «критически непонятой
общественным мнением», когда (до 10 октября) отказывалась наносить удары по
важным инфраструктурным объектам.
«2. Принцип единства и целостности означает единство принципов и методологии
организации и функционирования системы стратегического планирования, единство
порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о
реализации документов стратегического планирования»[6].
- Надо признать, что этот принцип остался декларацией, особенно применительно
к отношениям регионов и федерального центра. Так, очевидно, что региональное
планирование в таких субъектах как Москва• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и Чеченская Республика• Россия » Регионы России » Северный Кавказ » Чеченская республика
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Кавказский федеральный округ » Чеченская республика разное.
- Естественно, что в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) в ряде старых и новых регионов России• Россия этот
принцип не соблюдался, учитывая фактически военную обстановку. Центр
планировал развитие регионов и в значительной части сам же обеспечивал это СП
ресурсами, нового ничего предложено не было.
«3. Принцип разграничения полномочий означает осуществление установленных
законодательством Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России полномочий органами государственной
власти Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Органы государственной власти России
• Государство » Государственное устройство России » Органы государственной власти России, органами государственной власти• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ субъектов
Российской Федерации• Россия » Регионы России
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ и органами местного самоуправления• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России муниципальных
образований• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России, в пределах которых участники стратегического планирования
самостоятельно определяют цели и задачи социально-экономического развития
Российской Федерации• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ, субъектов Российской Федерации• Россия » Регионы России
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ и муниципальных
образований• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия, а
также пути достижения этих целей и решения этих задач».
- Этот принцип «самостоятельности» в условиях, когда большинство регионов
дотационно, естественно не работает. Тем более, он не работает в условиях
военных действий• Военные конфликты.
Целесообразно перечислить другие принципы СП РФ• Россия, которые объединяет общая
характерная черта – их крайне слабая функциональность. Они практически не
работают, но нормативно обязательны, а, значит,- мешают.
4. Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и
реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками
стратегического планирования последовательно с учетом результатов реализации
ранее принятых документов стратегического планирования и с учетом этапов
реализации документов стратегического планирования.
5. Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает
согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования
по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным
ресурсам и срокам реализации.
6. Принцип результативности и эффективности стратегического планирования
означает, что выбор способов и методов достижения целей
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия должен основываться на необходимости достижения заданных
результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами
стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и
программирования.
7. Принцип ответственности участников стратегического планирования означает,
что участники стратегического планирования несут ответственность за
своевременность и качество разработки и корректировки документов
стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия и за результативность и эффективность решения задач
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России.
8. Принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования означает,
что документы стратегического планирования, за исключением документов или их
отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к
государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне,
подлежат официальному опубликованию.
9. Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия участники стратегического планирования должны исходить из
возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом
ресурсных ограничений и рисков.
10. Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и
утверждении• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Отладка программы » Утверждение (программирование)
• Информационные технологии » Информатика » Программирование » Отладка программы » Утверждение (программирование)
• Телекоммуникации и связь » Телекоммуникации » Обнаружение и устранение ошибок » Отладка программы » Утверждение (программирование)
• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Программирование » Отладка программы » Утверждение (программирование) (одобрении) документов стратегического планирования,
разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть
определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий,
предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых
документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках
прогнозирования.
11. Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена
возможность оценки достижения целей социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и
обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия с использованием
количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов
их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.
12. Принцип соответствия• Физика » Физика механика » Квантовая механика » Принцип соответствия показателей целям означает, что показатели,
содержащиеся в документах стратегического планирования и дополнительно
вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Государственный аппарат » Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации• Россия » Регионы России
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ и органов местного самоуправления• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России, должны
соответствовать целям социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения
национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия.
13. Программно-целевой принцип, таким образом, означает определение
приоритетов и целей социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения
национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия, разработку взаимоувязанных по
целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России,
государственных программ субъектов Российской Федерации• Россия » Регионы России
• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ, муниципальных
программ• Государство » Местное самоуправление » Муниципалитет
• Россия » Местное самоуправление в России » Муниципалитеты России и определение объемов и источников их финансирования. Он
конкретизируется в частных принципах, которые практически являются
декларативными. Прежде всего, если речь идет о принципе единства и целостности
означает единство принципов и методологии организации и функционирования
системы стратегического планирования, единство порядка осуществления
стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов
стратегического планирования[7], а также принципе разграничения полномочий[8].
В наибольшей степени под сомнение можно поставить принцип «измеряемости
целей», который для России• Россия традиционно означает, что должна быть обеспечена
фактически возможность макроэкономической оценки достижения целей
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия с использованием количественных и (или) качественных
целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе
стратегического планирования.
Эта практика мешает развитию и укреплению безопасности• Безопасность, а в условиях СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) –
вообще преступна, ибо ЗВР, оказались не просто преступно потеряны, но и
продолжают теряться.
Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ и обеспечения национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации• Россия, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации
государственных программ Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России и определение объемов и
источников финансирования.
Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания,
прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне.
Координация разработки и реализации документов стратегического планирования
осуществляется Президентом Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации и Правительством Российской
Федерации• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ по вопросам, находящимся в их ведении[9].
_______________________________________
[1] См. подробнее: Байгузин Р.Н., Подберезкин А.И. Политика• Политика » Политик и стратегия.
Оценка и прогноз развития стратегической обстановки и военной политики России• Россия.
М.: Юстицинформ, 2021. 768 с.
[2] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное
программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин., Ю.В. Яковец. 4-е изд. перераб. и
доп. М.: Экономика, 2011, с.340.
[3] Новая Госпрограмма вооружений• Россия » Государственное устройство России » Государственные программы России » Государственная программа вооружения до 2025 года
• Государство » Государственное устройство России » Государственные программы России » Государственная программа вооружения до 2025 года будет сформирована к середине 2023 года //
Национальная оборона, апрель 2022, с.4.
[4] Встреча Президента России• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации с руководителями предприятий
оборонно-промышленного комплекса• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс
• Россия » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Государство » Государственное устройство России » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК
• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс » Оборонно-промышленный комплекс России » Предприятия ОПК // ВПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс, 23.09.2022 /
https://vpk.name/news/633534_vstrecha_prezidenta_rossii_s_rukovoditelyami_predpriyatii_oboronno-promyshlennogo_kompleksa.html
[5] Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ "О стратегическом планировании в Российской Федерации• Россия"
от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) /
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/
[6] Федеральный закон• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ "О стратегическом планировании в Российской Федерации• Россия"
от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) /
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_164841/
[7] См., например: Военно-экономическая безопасность и военно-техническая
политика государства: изменение диалектики взаимосвязи в современных условиях.
Монография. Под общ. ред. проф, С. Ф. Викулова. М.: АПВЭиФ, ООО «Канлер».
2020. 438 с.
[8] Подберезкин А.И. Государственная Стратегия безопасности• Безопасность России• Россия после
февраля 2022 года // Обозреватель, 2022, № 5–6, cc. 5–27.
[9] Стратегическое сдерживание: новый тренд и выбор российской политики• Россия » Политика России
• Политика » Политика России:
монография / А.И. Подберезкин, М.В. Александров и др. М.: МГИМО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мг » МГИМО МИД России-Университет,
2019. 656 с.
Вход
Автор
Подберезкин Алексей Иванович